Памятка потребителю Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг
18:39 25.08.2023 16+
Памятка потребителю Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг
Платные медицинские услуги - медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.
С 1 сентября 2023 г. до 1 сентября 2026 г. медицинские организации будут оказывать платные медицинские услуги по новым правилам утверждено Постановление Правительства РФ от 11 мая 2023 г. № 736 (далее – Правила № 736). Документ заменит ныне действующее Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее – Правила № 1006): уточнен порядок предоставления информации потребителю, закреплены особенности заключения договоров дистанционным способом.
В соответствии с новыми правилами необходимым условием договора будет являться, в том числе, порядок и условия выдачи потребителю (законному представителю потребителя) после исполнения договора исполнителем медицинских документов (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, без взимания дополнительной платы.
Кроме того, необходимо проинформировать пациентов о лицах, имеющих право на получение льгот как на основании закона, так и согласно локальным актам медицинской организации (подп. «з» п. 17 Правил № 736). В Правилах № 1006 таких требований нет.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство, которое дается в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без его согласия исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.
Также появилось уточнение: если установление индивидуального поста медицинского наблюдения в стационаре необходимо по медицинским показаниям, то требовать плату за эту услугу нельзя.
В случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы, в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору: назначить новый срок оказания услуги; потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги; потребовать исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков (ст. 28 Закона о защите прав потребителей).
В соответствии со ст. 29 Закона о защите прав потребителей, в случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю (медицинскому учреждению) с одним из следующих требований: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами; отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
Согласно ст. 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни или здоровью потребителя возмещению исполнителем в полном объеме. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Роспотребнадзор
Оставить сообщение: