РУБРИКА "Удивительная РУСЬ"
Пар да жар в русской обрядовости
«Всё начинается от печки», — так начали говорить ещё в старину. Печка и тепло подарит, и накормит, и одежду высушит, и помоет, и утешит. На печке пекли — перепекали, жарили — зажаривали, парили — запаривали. Печка даже лечила всё семейство, живущее в доме.
⠀
Например, так:
— при больном горле подходили к устью печи, сначала хорошенько дышали жаром, а потом читали заговор, в котором «матушку» просили помочь от «скорбящего горлышка»;
— отколовшийся кусочек глины из устья печи толкли в порошок и присыпали им опрелости у детей;
— сильно болеющего ребёнка с утра измеряли суровой ниткой, завязывая узелки по длине ножек, ручек, по охвату головы, груди, а потом эту нитку бросали в первый огонь, прося печь сжечь до тла все болезни;
— на горящие угольки из вечерней печи читали заговоры от сглаза;
— выскочивший из банной печи уголёк давали в руку роженице — считалось, что это ускорит роды, сделает их менее тяжёлыми.
Особо ценилась банная печь. С древности было известно, что пропотеть в баньке, наполненной жаром да паром, — это избавиться от многих болезней. А если при парении ещё и «потешить тело» берёзовым веничком или липовым мочалом, то значит запастись здоровьем можно очень и очень надолго.
Добавляли ещё и такие способы:
— обмазывали больные суставы мёдом с солью или хлебной опарой перед парением;
— во время парения несколько раз омывались водой, куда добавляли пепел из печи или разнообразные травы — ромашку, шалфей, лопух, крапиву, череду;
— чередовали парение и охлаждение (или холодной водой, или снегом).
Чтобы вылечить «надсад» — поясниную боль, в парилку приглашали знахаря. Он укладывал больного поперёк банного порога, обкладывал поясницу или травами, или листьями (например, дубовыми) и начинал простукивать обухом топора, при этом больной и знахарь вели обрядовый диалог: «Что сечёшь?» — спрашивал больной. — «Надсад секу, — отвечал знахарь, — чтоб не было его вовек».
Оставить сообщение: